В прошлом номере нашего журнала в статье Елизаветы Мордас «Неделя мирового агробизнеса или Где выращивают картофельные кадры» мы уже обсуждали вопрос о возможности подготовки специалистов для картофельного бизнеса на базе Самарской государственной сельскохозяйственной академии. За последние два месяца были проведены интенсивные обсуждения с ректоратом вуза, директорами ведущих картофелеводческих хозяйств, руководством Союза производителей картофеля и овощей Российской Федерации. В результате этих обсуждений возникла идея создания на базе Самарской ГСХА Международного учебного центра «Картофельная академия».

За последние годы картофель­ный бизнес совершил колоссаль­ный рывок вперед: количество внятных бизнес-структур увели­чилось, качество картофельной продукции повышается, появилось признанное государством лобби в лице «Союза производителей кар­тофеля и овощей Российской Фе­дерации». Безусловно, есть про­блемы, и проблемы серьезные, но скажите - а какой бизнес развива­ется без проблем? Основными из них считаю сложность получения дешевых кредитных ресурсов и ка­дровый голод.

По поводу финансов предо­ставлю возможность говорить про­фессиональным финансистам (в сегодняшнем номере на эту тему публикуется интервью с Лидией Красновой, директором Нижего­родского филиала Россельхозбан­ка), ну а про кадры постараюсь сказать, что думаю сам.

Где достать специалиста?

Рост картофельного бизнеса сопровождался и возникновением компаний, занимающихся его об­служиванием: продавцов техники и запасных частей, средств защи­ты растений, семенного материа­ла, вентиляционного, холодильно­го и упаковочного оборудования. Одним словом, хозяйствам стало жить гораздо проще: всё можно купить, а "сталкивая лбами" про­давцов и понижая цену, можно купить за вполне реальные деньги.

А вот где купить самое глав­ное звено для реализации дей­ствительно устойчивого бизнеса - специалиста? Нет таких магази­нов, куда можно было бы прийти, посмотреть техническое описание, посоветоваться с консультантом, сделать небольшой тест-драйв и выбрать подходящий экземпляр.

Как же решают эту проблему лидеры картофельного бизнеса, а также небольшие хозяйства-се­редняки?

- По-разному, но общие тренды все-таки можно выделить.

 

«Охота за головами»

 

Вариант первый - «на гото­венькое», путем переманивания хороших специалистов у конкурен­тов. В случае успешной «охоты» получается двойная выгода: и ты усилился хорошим специалистом, и конкурент ослабился. Правда, ча­стенько эти истории заканчивают­ся тем, что переманиваемый спе­циалист начинает заочный аукцион между работодателями, устраивая себе повышенную заработную пла­ту и другие приятные вещи.

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Алексей Брумин. Выпускник Куйбышевского сельскохозяйственного института 1988 года, специальность - инженер-механик сельскохозяй­ственного производства. Преподаватель, работал проректором по между­народным связям, директором Фонда сельскохозяйственного обучения при Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Вместе с единомышленниками (Михаилом Беляевым, Сергеем Арискиным, Юрием Русановым) и при поддержке немецких коллег организовывал обучающие мероприятия по вопросам картофелеводства и ресурсосберегающего зем­леделия.

Работал в Компании «Агротрейд» директором группы «Технологиче­ское обеспечение» (коммерческий директор). Журнал «Картофельная си­стема» - один из реализованных в рамках Компании проектов.

В 2013 году на выборах ректора Самарской сельхозакадемии победил профессор Александр Петров, который и предложил бывшему коллеге вернуться в родной вуз. Последний год Алексей Брумин работает в долж­ности проректора по развитию (первого заместителя ректора СГСХА).

  

При этом в половине таких историй он все же остается на прежнем месте с высоким окла­дом и шустрым червячком сомне­ния в голове у работодателя - «а вдруг потом все равно уйдет?» Те же сомнения в случае с победив­шим "охотником", удачно заполу­чившим трофей: «предавший один раз может сделать это снова». Но тут уж ничего не поделать, таков рынок труда.

Вариант второй - путем попыт­ки взаимодействия с образова­тельными учреждениями. Большая удача, если в своем селе найдется студент, который уже учится в вузе или техникуме и готов вернуть­ся домой. Путь, безусловно, пра­вильный, но для старта проекта не очень подходит, потому как требу­ет много времени и нет гарантий, что студент вернется к себе в село.

 

Лотерея

 

А что же происходит в аграрных вузах и учреждениях среднего про­фессионального образования, ко­торые ежегодно выпускают в свет немалое количество обладателей красных и синих дипломов? С ко­личеством выпускников все нор­мально, проблема в другом - в на­личии стартовых знаний и умений у ребят, в их желании и способно­сти обучаться дальше.

Все мы понимаем, что вуз дает хорошую теоретическую базу, а что касается практических знаний, то тут как повезет: попал студент на практику в хорошее хозяйство или же отсиделся дома. Поэтому и трудоустройство ребят носит в большинстве своем лотерейный характер: ребята не знают руко­водителей хозяйств и характери­стики самих предприятий, куда бы могли пойти работать, а собствен­ники бизнеса и руководители со­вершенно не знают выпускников и не представляют их возможностей.

При этом государственный стандарт и, соответственно, учеб­ный план выстроены таким обра­зом, что не предусматривают кон­центрации на какой-то отдельной культуре или каком-то бизнесе: вуз дает знания по всему спектру сево­оборотов. А для успешной работы в рамках конкретного хозяйства нужны углубленные знания именно по ключевой культуре.

Что же касается общего уровня выпускников, то следует сказать, что на фоне средних студентов и откровенных двоечников в каждом вузе есть 15-20% весьма толковых ребятишек, которые могли бы себя проявить, но им непонятно, где это можно сделать, а главное не ясно зачем!

Работая в Компании «Агротрейд», я отвечал и за взаимодей­ствие с вузами, поэтому регулярно встречался как с руководством аграрных университетов и акаде­мий, так и со студентами старших курсов. Так вот, для студентов было глубоким откровением услы­шать, что бизнес мечется в поисках молодых, грамотных, инициатив­ных специалистов и готов платить неплохие деньги даже ребятам без опыта работы.

И выпускников, кстати, со­всем не пугало то, что за эти деньги нужно будет нести ответ­ственность перед работодателем.

Ну а руководство вузов со­глашалось со мной, что взаимо­действие учебного заведения с бизнесом - это залог энергич­ного развития отрасли и тут же предлагало подписать договор о специальной подготовке студен­тов для Компании «Агротрейд», причем хороший аванс в сторо­ну вуза горячо приветствовался. Как мог, я старался объяснить ректорам (проректорам, дека­нам), что бизнес не будет платить деньги за процесс! Бизнес платит деньги за результат и только за результат. Скажу честно, не всег­да и не везде меня понимали.

 

Кадровый голод

 

При этом у нас было большое количество обращений со сторо­ны клиентов Компании с прось­бой помочь найти специалиста для хозяйства. К сожалению, ряд очень интересных проектов так и не состоялся лишь из-за того, что инвестор хотел видеть реальных людей, вменяемых и компетент­ных. Вследствие отсутствия та­ковых проекты так и оставались нереализованными, высокие зар­платы, порой в несколько тысяч долларов, - невыплаченными, а приготовленные для специали­стов коттеджи незаселенными.

Ситуация может выглядеть и по-другому: люди производством картофеля вроде бы занимались, но опыта работы с новой техникой и новой технологией нет. У соб­ственника (управляющего) сразу возникает вопрос: где можно на­учить? Конечно, производители техники, средств защиты расте­ний и семенного материала на первых порах помогут запустить процесс и дадут рекомендации по применению. Но нужно понимать, что у них нет возможности зани­маться комплексным обучением в рамках всей технологии возделы­вания и хранения.

 

Решение проблемы

 

Что же предлагаем мы для улучшения ситуации? Мы хотим выстроить комбинированную си­стему подготовки и переподго­товки специалистов. Наш проект международного учебного центра «Картофельная академия» попро­бует фактически соединить в себе функции картофельного кадрового агентства и учебного центра.

Мы будем работать как со сту­дентами, так и с действующими специалистами. Картофельные хо­зяйства направляют к нам в «Кар­тофельную академию» заявки на потребность в специалистах с опре­деленными компетенциями. Наша задача - найти потенциального пре­тендента на это место, предложить ему пройти необходимое обучение в «Картофельной академии» с прак­тикой на полях того же хозяйства.

Наш проект - это определен­ный шанс для работающих специ­алистов, которые претендуют на большее. Они смогут пройти обу­чение в «Картофельной академии» (сначала дистанционный курс), по­лучить сертификат, попасть в базу данных и получить возможность кардинально изменить свою жизнь к лучшему.

Что же касается подходов к структуре и содержанию учебных мероприятий, то я считаю, что с нашей стороны должны предла­гаться учебные модули как по тех­нологии в целом, так и по каждой операции более углубленно. При­чем каждый модуль - как живой организм, и он будет постоянно обновляться и пополняться.

Мы очень рассчитываем на об­ратную связь со всеми участни­ками процесса: собственниками бизнеса, руководителями и специ­алистами предприятий, препода­вателями и студентами вузов.

Проект будет представлять со­бой своеобразный конструктор, пазлы, из которых собирается наиболее подходящая фигура. По­этому мы ждем пожеланий и зака­зов, мнений и соображений. Более того, готовы опубликовать самые интересные предложения по орга­низации обучения картофельному бизнесу (специальные темы, сро­ки обучения, потребность в опре­деленном зарубежном опыте).

Говоря об обучении студентов и подборе их для картофелевод­ческих хозяйств, следует подчер­кнуть, что мы намерены взаимо­действовать со всеми регионами Российской Федерации и увере­ны в поддержке наших коллег из аграрных вузов.

Мы также готовы задейство­вать на договорной основе специ­алистов для организации обуче­ния и практики непосредственно в регионе. Для наших коллег орга­низуем повышение квалификации и обучение на базе «Картофель­ной академии» и за рубежом.

Заграница тоже поможет

Международный опыт впол­не реально вписывается в общую схему. Наши коллеги из Немецко­го образовательного учреждения «DEULA-Nienburg» каждый год ор­ганизуют практику в фермерских хозяйствах для студентов россий­ских аграрных вузов, в том числе и в картофелеводческих хозяйствах. Вопрос только в желании студен­та, осознании своего места в этой структуре и знании иностранного языка (желательно немецкого).

 

За чей счет банкет?

 

При всей стройности приведен­ных в статье соображений возникает извечный вопрос - «кто платит?». И здесь тоже есть о чем порассуждать. Варианты:

- обучение представителей хо­зяйств оплачивается самим хозяй­ством;

- обучение лиц, желающих найти себе хорошую работу, за счет них са­мих - как инвестиции в собственное будущее.

Конечно, студентам это пока де­лать сложно, поэтому рассчитываем на участие бизнеса. Почему бы не сделать так: предприятие размещает у нас заказ на специалиста и вно­сит авансовый платеж, достаточный для дистанционного обучения не­скольких студентов. Далее мы реко­мендуем хозяйству взять будущего работника на практику с оплатой проживания и питания. На финише - специалист находит достойную ра­боту, а хозяйство - достойного спе­циалиста.

Что же касается преподавателей, то уже существуют договоренности с такими корифеями картофельного бизнеса как Владимир Молянов (ООО «Солана-Агро-Сервис»), Марина Кинчарова (ГУ «Самарская областная ла­боратория по диагностике и контролю качества картофеля»), Александр Шуманн (фирма «Гримме»). И этот список будет только расти.

Главной производственно-учеб­ной базой будут поля предприятия «Солана-Агро-Сервис», расположен­ные в поселке Черновский (16 км от Самарской ГСХА).

 

ИТАК...

Надеюсь, что моя уверенность в успехе «Картофельной академии» передалась вам, моим читателям. А эта уверенность, в свою очередь, основана на приобретенном опы­те, на желании работать в команде, на поддержке ректора Самарской сельхозакадемии и на поддержке многих картофелеводов, чьим мне­нием я очень дорожу.

Так давайте попробуем!

Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30