За последние годы в отрасли картофелеводства России произошли существенные позитивные изменения: сформировались современные агропредприятия и фермерские хозяйства с развитой материально-технической базой производства, собственной базой хранения с использованием современных технологий товарной доработки и предпродажной подготовки реализуемой продукции, включая мойку, фасовку, упаковку и маркировку. Все это позволило товаропроизводителям непосредственно выходить на поставки качественного картофеля в крупные торговые сети, гипер- и супермаркеты.

 

Безусловно, во многом таким изменениям способствовало развитие сортовых ресурсов, ускоренное продвижение в производство сортов, пользующихся на рынке повышенным спросом. Производители товарного картофеля получили возможность выбирать лучшие сорта и приобретать семенной материал не только на внутреннем рынке, но и непосредственно от зарубежных оригинаторов и поставщиков.

Данная ситуация, в свою очередь, способствовала созданию новой конкурентной среды между поставщиками семенного картофеля. При этом очевидное преимущество получили те поставщики, которые оказались способными предложить на рынке более качественный семенной картофель, соответствующий уровню международных нормативных требований таблица 1.

Все это оказало существенное влияние на изменение соотношения доли российских и зарубежных сортов в производственном и торговом обороте.

В частности, в последние два года объем сертифицированных семян отечественных сортов суще­ственно снизился и сейчас оценивается на уровне 37%, а иностранных около 47%.

Остальное - это, как правило, сорта, которые вообще не включены в Госреестр РФ. Из российских сортов по-прежнему лидирующее положение в производстве занимают уже хорошо известные картофелеводам сорта Невский, Удача и Жуковский ранний, на долю которых приходится чуть более 20% от общего объема сертифицированных семян. Гораздо больше (36%) приходится на долю получивших достаточ­но широкое распространение в России зарубежных сортов Ред Скарлетт, Розара, Романо, Гала и других.

Снижение доли российс­ких сортов в целом на рын­ке семенного картофеля во многом обусловлено тем, что технологический уровень и техническая оснащенность большинства отечественных учреждений-оригинаторов просто не сопоставимы с уровнем современных запад­но-европейских селекцион­но-семеноводческих центров и компаний, которые стре­мятся наращивать объемы поставок семенного матери­ала в нашу страну.

Уместно отметить, что с начала 90-х годов произошла уже троекратная сортосмена европейских сортов за счет поставок семенного матери­ала - сначала голландских сортов Сантэ, Кардинал, Латона, Марфона и др., затем Астерикс, Бимонда, Амадеус, Укама, а сейчас Ред Скарлетт, Романо и немецких - Розара, Гала и др. Новые отечествен­ные сорта, к сожалению, практически не продвигают­ся на поля товаропроизво­дителей и поэтому не могут соперничать не только с зару­бежными, но и со «старыми» известными сортами.

На наш взгляд, в услови­ях все более усиливающейся конкуренции со стороны за­падно-европейских компаний одними призывами к импортозамещению и пожеланиями покупать только отечествен­ный семенной картофель эту проблему решить невозмож­но. Даже если он более каче­ственный и лучше приспосо­блен к российским условиям. Более того, ограничение им­порта, а тем более полный за­прет на ввоз семенного кар­тофеля зарубежных сортов также не дадут должного эф­фекта.

Возникает весьма непро­стой вопрос - что делать? Как вариант, можно, конечно, попытаться развивать селек­цию и семеноводство на тех же принципах государствен­ного регулирования.

В таком случае, для корен­ного улучшения ситуации тре­буется принятие эффективных системных мер, направленных прежде всего на модернизацию и технологическое переоснаще­ние материально-технической базы существующих россий­ских селекционных учреждений и повышение конкурентоспо­собности вновь создаваемых сортов. Эти сорта успешно прошли государственные ис­пытания и внесены в Госреестр селекционных достижений для широкого использования в производстве. Сегодня их на­считывается около двух сотен. Среди них не более 20 реально включены в программы семено­водства, но, к сожалению, пока производится только категория оригинальных семян.

Формирование спроса на новые отечественные сорта во многом зависит от их по­пуляризации, прежде всего со стороны самих оригинаторов. На практике же многие сорта, созданные российскими селек­ционерами, после их внесения в Госреестр долгое время оста­ются малоизвестными и не вос­требованными из-за того, что по ним практически нет серти­фицированного семенного ма­териала для заинтересованных покупателей. При этом многие сорта по своим характеристи­кам вполне сопоставимы с луч­шими зарубежными аналогами.

Объективности ради сле­дует признать, что ускоренное продвижение российских со­ртов в производство, включа­ющее как увеличение объемов, так и повышение качества ори­гинального и элитного семен­ного материала для поставки его сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам на сортообновление, в рамках существующих материально-технических и фи­нансовых возможностей оригинаторов весьма проблематично, а скорее всего, маловероятно.

В отличие от большинства картофелепроизводящих стран с развитой рыночной инфра­структурой, где селекцион­но-семеноводческие фирмы контролируют весь процесс коммерческого использования своих сортов, в России продол­жают функционировать остатки «старой» системы семеновод­ства с попытками регулирова­ния объемов и сортимента ча­стичным финансированием со стороны государства. Несмотря на то, что обязательными ус­ловиями участия юридических и физических лиц в системе семеноводства картофеля яв­ляются включение в Госреестр производителей семян и соблю­дение законов РФ «О селекци­онных достижениях» и «О семе­новодстве», выполнение норм патентного законодательства органами сортового и семен­ного контроля (ведь сертифи­кация у нас добровольная!), отраслевым министерством не может контролироваться и на оценку уровня работы семено­водческого предприятия влия­ния практически не оказывает. Независимо от наличия или отсутствия лицензионного до­говора любое семеноводческое предприятие вправе опреде­ляться с сортиментом, а исход­ный материал сортов приобре­тать не только у оригинатора, но и у аналогичного предприятия, имеющего материально-техни­ческую базу для его сохранения и воспроизводства.

Основой обеспечения рабо­тоспособности такой «системы семеноводства», а правильнее сказать, существующей бессис­темности, где нет места автор­скому праву, является принцип обязательного федерального и регионального бюджетного уде­шевления стоимости как ориги­нального, так и элитного семен­ного картофеля.

Дальнейшее сохранение существующего порядка в ис­пользовании сортов неизбежно приводит к значительному со­кращению объемов селекци­онной работы с картофелем в стране. Процесс же создания сорта занимает 10-12 лет. Из 60-80 тыс. первоначальных се­лекционных гибридов сорта­ми становятся не более 2-3-х, остальные отбраковываются по результатам жесткой оценки (рисунок 1).

Материальные затраты на создание одного сорта кар­тофеля, по ориентировочным подсчетам ВНИИКХ, в послед­ние годы составляют в среднем 7-10 млн рублей. Стоимость со­ртов картофеля в Голландии, к примеру, достигает 1 млн евро из-за высокого уровня оплаты труда, использования дорого­стоящего оборудования и по­стоянного совершенствования

Однако в связи с резко из­менившейся в настоящее вре­мя экономической ситуацией в стране и введением санкций странами ЕС существенно обо­стряется проблема дальнейше­го развития крупнотоварного производства картофеля при отсутствии хорошо отлажен­ной системы семеноводства для обеспечения сельскохозяй­ственных предприятий и фер­мерских хозяйств сертифициро­ванным семенным материалом. В рамках импортозамещения на ближайшую перспективу по­требность в элитных семенах для всех категорий хозяйств России составляет 140-150 тыс. тонн, то есть требуется вдвое увеличить объем их производ­ства (таблица 2).
 

Данная задача может быть решена, во-первых, только при условии развития семеновод­ства картофеля на основе со­временных технологий, а во- вторых, при наличии широкого набора сортов с оптимальными параметрами пригодности для соответствующего целевого ис­пользования.

И вот, в современной эконо­мической ситуации напрашива­ется другой ответ на вопрос "что делать?".

Прежде всего, в силу сло­жившихся обстоятельств, си­стемное усовершенствование семеноводства картофеля и по­вышение эффективности селек­ционного процесса с переводом его на качественно новый инно­вационный уровень возможно реализовать только на основе государственного и частного партнерства.

В настоящее же время боль­шинство селекционных уч­реждений, административные государственные структуры и немногие селекционно-семено­водческие предприятия, за ред­ким исключением, практически не контактируют и работают в автономном режиме. При этом существует понимание того, что давно пора объединить усилия для развития современной оте­чественной системы селекции и семеноводства картофеля. Осо­бенно важно то, что государство должно реально позаботиться о решении наиболее актуальных вопросов, а именно:

  • структурировать общую си­стему деятельности отрасли картофелеводства с учетом интересов как государствен­ных, так и частных организа­ций и предприятий;
  • привести законодательную и нормативно-правовую базу в соответствие с требования­ми рыночной экономики;
  • в разы усилить государ­ственную поддержку отече­ственной селекции и семено­водства.

В отношении последнего, кажется, свершилось главное! К общему нашему удовлетво­рению, для обеспечения инве­стиционной привлекательности отечественной селекции и семе­новодства картофеля постанов­лением Правительства РФ № 53 от 27.01.2015 г. государство планирует направить в текущем году значительные средства из федерального бюджета на строительство селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров при обязательном участии регио­нального бюджета.

Исходя из сложившейся практики, двух-трех крупных со­временных селекционно-генети­ческих и шести-восьми селекци­онно-семеноводческих центров в России вполне достаточно, что­бы обеспечить конкурентоспо­собность отрасли картофеле­водства. При этом финансовая поддержка государства должна составлять не менее 80% затрат на их строительство и матери­ально-техническое оснащение.

Федеральные селекционно-генетические центры - это бюд­жетные научные учреждения.

 

Их задача - выполнение эта­пов пребридинга или предселекции, т.е. скрининг и постоянное обновление генофонда, иденти­фикация эффективных доноров хозяйственно-ценных признаков, гибридизация по различным на­правлениям селекции, развитие биоинженерных технологий и «маркер опосредованной селек­ции» в направлении адаптив­ности, повышения урожайности, качества и комплексной устой­чивости к биотическим и абио­тическим факторам как основы при создании сортов картофеля нового поколения. Для выполне­ния этих задач центры должны быть укомплектованы самым со­временным оборудованием.

Региональные учреждения и сельхозорганизации, позици­онируемые в качестве базовых селекционно-семеноводческих центров по картофелю должны быть способны проводить се­лекционную работу по оценке и отбору новых перспективных
сортов различного целевого ис­пользования (рисунок 3).

Кроме того, с учетом имею­щихся лабораторных помеще­ний, полевых участков и кадров квалифицированных специали­стов обеспечить использование инновационных технологий на уровне меристемно-тканевых культур, клонального микро­размножения, выращивания здоровых миниклубней и при­менение высокоэффективных методов диагностики фитопа- тогенов на всех этапах произ­водства оригинальных семян сортов картофеля уже собствен­ной селекции. При этом полу­чение исходных микрорастений обеспечивает ФСГЦ на основе введения в культуру базовых клонов сортообразцов, отобран­ных в полевых питомниках Бан­ка здоровых сортов картофеля (БЗСК). Поддержание БЗСК осу­ществляется в чистых фитосанитарных условиях посредством непрерывного многократного улучшающего отбора базовых клонов (растений) с учетом ти­пичности, здоровья и продуктив­ности (рисунок 4).

 

Кооперация федеральных и региональных научно-произ­водственных структур по селек­ции и семеноводству картофеля представляется таким образом, что основным звеном создания и продвижения новых перспек­тивных и коммерческих сортов становится региональный селек­ционно-семеноводческий центр, который заинтересован в успеш­ной реализации качественного продукта (сорта) на рынке как се­менного, так и товарного карто­феля. Более того, центр реально может и будет осуществлять сбор «роялти» за использование сорта.

При этом представляется хорошая возможность финан­совой поддержки науки в лице селекционно-генетических цен­тров на договорных условиях с селекционно-семеноводчески­ми центрами в рамках реаль­ного участия в совместном соз­дании сортов, в частности, за выполнение этапа пребридинга или ранних селекционных от­боров гибридного материала в процессе полевого испытания (таблица 3).

Таким образом, государ­ственно-частный принцип усо­вершенствования селекции и семеноводства картофеля на ос­нове кооперации федеральных и региональных научно-произ­водственных структур позволит значительно расширить воз­можности решения проблемы технической и технологической модернизации базы для созда­ния сортов и производства вы­сококачественного семенного материала картофеля в основ­ных регионах крупнотоварного производства картофеля.

С учетом уже существующих форм кооперации, в настоящее время вполне реально ускорить развитие селекционно-семено­водческого комплекса карто­феля до уровня, позволяющего значительно улучшить качество оригинального семенного мате­риала и увеличить объем произ­водства элиты более чем в два раза на основе использования лучших отечественных конку­рентоспособных сортов и обе­спечить импортозамещение на агропродовольственном рынке России.

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30