2014 год стал непростым для сельскохозяйствен­ной отрасли. Нестабильность курса рубля, рост тарифов на топливо и энергоносители, серьезные проблемы с получением доступных кредитов, перебои с получением госсубсидий - сумма факто­ров, негативно сказавшихся на финансовом поло­жении всех предприятий сектора.
Иллюстрацией данного факта могут послужить цифры: задолженность сельхозпредприятий перед банками к июню текущего года достигла 2 трлн ру­блей, а сумма выданных кредитов давно превысила годовой доход всех аграриев страны. Многие, даже достаточно крупные и хорошо известные на рынке предприятия, с трудом дотянули до сбора урожая.
За комментариями о сложившейся ситуации и возможных путях выхода из нее мы обратились к ведущим экспертам отрасли.

 

Финансовая ситуация в отрасли: сложно и немного нервно

 

- Низкий уровень рентабель­ности и неустойчивые цены при реализации сельхозпродукции на фоне постоянного роста стоимости материально-технических ресур­сов, а также крайне высокая закредитованность основной массы сельхозтоваропроизводителей не­гативно влияют на достижение ими финансовой устойчивости.

Если посмотреть на уровень рентабельности, в 2013 году без учета субсидий он снизился в сред­нем по России до отрицательного значения -1,7% (в 2012 году +1,4%), а с учетом субсидий - до 9,3% (в 2012 году: 14,6%).

При этом соотношение при­быльных и убыточных сельхозорганизаций изменилось в пользу первых, в 2013 году число при­быльных увеличилось на 6,3%, до­стигнув 82%.

 

С надеждой на инвестиции

 

- Вопрос сохранения инвестици­онной привлекательности отрасли остается приоритетным направле­нием деятельности Минсельхоза России. Во многом он решается за счет возмещения части затрат сельскохозяйственным товаропро­изводителям и организациям АПК на уплату процентов по получен­ным кредитам и займам, что позво­ляет сделать заемные средства бо­лее доступными и, в свою очередь, способствует ускорению модерни­зации сельского хозяйства.

Следует отметить, что при действующем механизме господ­держки путем субсидирования Минсельхозом России части за­трат на уплату процентной ставки по целевым кредитам итоговая ставка для сельскохозяйственных товаропроизводителей значитель­но ниже, чем в других отраслях российской экономики. Например, в 2013 году процентная ставка по инвестиционным кредитам соста­вила в среднем 7,4% без учета ре­гионального финансирования.

Именно меры государственной поддержки и ее объемы играют существенную роль в формиро­вании финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропро­изводителей и являются гаран­тией инвестиционной привлека­тельности сельскохозяйственной отрасли.

                                                                                             

Правительством Российской Федерации 11 августа 2014 года утверждено распоряжение Минсельхоза России о рапределении субсидий в 2014 году, предусматривающее пере­распределение средств федерального бюджета в объеме 11,18 млрд рублей на возмещение части затрат по уплате про­центов по инвестиционным кредитам.

В период реализации первой государственной программы 2008­2012 осуществлялось постепен­ное расширение перечня направ­лений, по которым производилось кредитование с субсидированием части процентной ставки и, соот­ветственно, создавались льготные условия заемщику. Долгосрочные обязательства государства по субсидированию переходящих ин­вестиционных кредитов нарастали с каждым годом. Увеличивались выплаты из федерального бюдже­та на субсидирование процентных ставок (в среднем за 2008-2012 годы приходилось 43% всего ре­сурсного обеспечения).

За этот период по данным кре­дитных организаций, ежегодно в от­расль в среднем привлекалось 135 млрд рублей инвестиционных кре­дитов и займов на условиях, пред­усматривающих субсидирования процентных ставок.

В целом за 2008-2012 годы при­нималось к субсидированию 91­95% от объема заемных средств, привлеченных на условиях субси­дирования процентной ставки. Это свидетельствует об эффективности системы доведения субсидий до сельскохозяйственных товаропро­изводителей. Что и стало фунда­ментальным механизмом сохране­ния и повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Поэтому за период реализа­ции государственной программы 2008-2012 в стране получили дальнейшее развитие крупные агропромышленные структуры.

Это позволило увеличить объемы производства  про­дукции.      Расширялась   госу­дарственная поддержка, что сохраняло доходность сельско­хозяйственного производства. Сформировалась более четкая система государственного регу­лирования агропродовольственного рынка.

Данные процессы способство­вали созданию основы для более полного обеспечения страны соб­ственным продовольствием, сокра­щением импорта продовольствен­ных товаров.

Этот же механизм был сохранен в новой государственной программе 2013-2020, поэтому в 2013 году темпы привлечения заемных средств сель­скохозяйственными товаропроизво­дителями не только сохранились, но и увеличились (на 11,7% к 2012 году).

Действительно, в 2014 году наблю­дается незначительное сокращение объемов долгосрочного кредитова­ния АПК (по состоянию на 01.07.2014 выдано инвестиционных кредитов на сумму 127,33 млрд рублей, что на 23,83% ниже уровня показателя ана­логичного периода 2013 года).

Отчасти это обусловлено общей ситуацией в банковском секторе Рос­сийской Федерации и необходимых рынках капитала, а также наличием задолженности федерального бюдже­та по расходным обязательствам по компенсации части затрат по уплате процентной ставки по инвестицион­ным кредитам.

Минсельхоз России неодно­кратно заявлял о наличии дефици­та средств федерального бюджета на компенсацию части процентной ставки по инвестиционным креди­там.

В соответствии с поручением Правительства Российской Фе­дерации решение вопроса в отно­шении оставшегося объема невы­плаченных обязательств должно быть обеспечено в целом до конца I квартала 2015 года.

Итоги реализации первой госу­дарственной программы показали, что наращивание объема произ­водства возможно только в случае привлечения кредитных или заем­ных ресурсов. С целью достижения индикативных показателей, преду­смотренных в государственной программе 2013-2020, планиру­ется привлечь в отрасль дополни­тельно 4,5 трлн рублей.

Соответственно в государ­ственной программе 2013-2020гг. требуется предусмотреть необхо­димый объем средств федераль­ного бюджета для возмещения части процентной ставки по кре­дитам с учетом их ежегодного при­влечения в отрасль в полном объ­еме на весь период обслуживания.

 

Перспективы, прогнозы, решения

 

В целях упрощения процедуры кредитования сельскохозяйственных организаций Российской Федерации в Минсельхозе России специально создана рабочая группа, в состав которой входят представители круп­нейших банков, осуществляющих сельскохозяйственное кредитование. Минсельхоз России также прораба­тывает вопрос повышения доступно­сти кредитов с отраслевыми союза­ми и экспертным сообществом.

                                                                       

В связи с недавно введенным эмбарго по ввозу от­дельных категорий товаров из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии, - Минсельхоз России в приори­тетном порядке будет отбирать к субсидированию инве­стиционные проекты, направленные на ускоренное импортозамещение.

 

В результате проработки указан­ного вопроса Минсельхоз России предложил комплекс мер по упро­щению процедуры кредитования сельскохозяйственных организа­ций, основными из них являются: повышение доступности кредитов АПК, в том числе путем повышения качества залогового обеспечения (земель сельскохозяйственного на­значения) до второй категории каче­ства; выпуск специализированных банковских продуктов, учитываю­щих специфику отрасли АПК, с ме­нее строгими для аграриев требова­ниями к залоговому обеспечению; развитие действующих программ кредитования АПК, например, кредитование под залог будущего уро­жая и проектное финансирование.

По итогам проведенного Минсельхозом России мониторинга и по результатам состоявшихся сове­щаний и заседаний рабочей группы была выявлена важная проблема, заключающаяся в том, что действу­ющее регулирование банковской деятельности фактически никак не учитывает специфику отрасли АПК (низкую рентабельность, волантильность доходов, высокую закредитованность сельхозтоваро­производителей, зависимость от природно-климатических явлений и прочее) и ее приоритетность для эко­номики России.

 

                                                                                                   В настоящее время Минсельхоз России предлагает выде­лить отдельную подпрограмму «Развитие финансово-кре­дитной системы АПК» государственной программы, целью которой должны стать оптимизация процесса кредитова­ния АПК и обеспечение финансовой устойчивости отрасли.

Данная мера позволит обеспечить кредитование сельско­го хозяйства и АПК в целом именно по тем направлениям, которые особенно остро нуждаются в кредитных средствах.

Например, Положение о порядке формирования кредитными орга­низациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и при­равненной к ней задолженности от 26 марта 2004 г. № 254-П не пред­усматривает особых условий и кри­териев для сельскохозяйственного кредитования.

Минсельхоз России разработал итоговые предложения по внесению изменений и применению особых условий с учетом специфики АПК в действующие нормативные доку­менты и инструкции Банка России и направил их на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти, кредитные организации, ассоциации и союзы.

Обсуждение итогов о проделанной работе запланировано в Правительстве Российской Федерации с формированием соответствующих поручений.

В настоящее время проект под-программы направлен в Минфин России, Минэкономразвития России и Банк России.

Дарья Снитко, заместитель начальника Центра экономического прогнозирования, «Газпромбанк»:

- С начала года мы наблюдаем снижение интереса предприятий АПК к инвестиционным кредитам, что обусловлено двумя факторами - общим ростом процентных ставок на рынке и неопределенностью с даль­нейшим субсидированием новых ин­вестиционных проектов.

Рост процентных ставок характе­рен не для кредитования агросектора, а для реального сектора в целом - в связи с повышением Центробанком в 2014 году базовой ставки с 5,5 до 8%.

Ключевыми критериями при рас­смотрении проектов для кредитова­ния в Газпромбанке были и остают­ся финансовые показатели проекта, опыт инвестора на рынке, наличие собственных средств для уплаты процентов на инвестиционной фазе и для поддержки проекта в случае его удорожания.

В свете введения эмбарго на по­ставку отдельных видов продоволь­ственной продукции из ряда стран, мы прогнозируем увеличение рен­табельности в отдельных секторах АПК в ближайший год. А вот будет ли расти инвестиционная активность в отрасли, во многом зависит от того, насколько скоро будет решен вопрос о возобновлении субсидирования процентных ставок по привлекае­мым для новых проектов кредитным ресурсам.

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31