13 октября в рамках Программы официальных меро­приятий выставки "Золотая осень - 2012м состоялась II-я Научно-практическая конференция Союза участ­ников рынка картофеля и овощей "Конкурентоспособ­ность отечественных картофеля и овощей в розничной торговле".

 

Обсуждаемые на конферен­ции темы отличались своим многообразием. Разговор шёл о формах и механизмах бюджетной поддержки растениеводства, о возрождении отечественной се­лекции и семеноводства, разра­ботке технических регламентов на картофель и овощи, а также о про­блемах и перспективах развития сектора переработки и ряде других вопросов. Данная программа по­зволяет считать мероприятие удав­шимся и полиформатным.

 

Производство

 

Доктриной продовольствен­ной безопасности директив­но установлено, что пороговое значение удельного веса отече­ственного сырья и продоволь­ствия в общем объёме товарных ресурсов внутреннего рынка должно составлять по картофе­лю не менее 95%. Согласно ста­тистике, Россия занимает третье место в мире по производству картофеля. В прошлом году со­бран рекордный урожай второго хлеба - более 32 млн. тонн.

 

По физиологическим данным установлена рекомендуемая нор­ма потребления картофеля на одного человека в год на уровне 95-100 кг, что составляет около 14 млн. тонн на нужды всего насе­ления страны без учёта отходов, семенного фонда и потребностей перерабатывающей промышлен­ности. Таким образом, производ­ственный потенциал отечествен­ных производителей картофеля почти на 100% обеспечивает про­довольственную безопасность страны.

В текущем сезоне площа­ди, занятые посадкой картофе­ля, остались на прошлогоднем уровне. Если рассмотреть сектор производства картофеля в раз­резе участников рынка, то можно заметить, что подавляющая площадь посадок, 83% (1,8 млн. га), приходится на хозяйства на­селения, в сельхозорганизациях малого и крупного формата было посажено 231 тыс. га, или 10%. К сожалению, достоверность дан­ных статистики по личным под­собным хозяйствам невозможно подвергнуть проверке, но тем не менее эксперты говорят о том, что в перспективе доля личных подсобных хозяйств в производ­стве будет снижаться, а потреб­ности населения восполняться за счёт предприятий организованно­го сектора.

Согласно оперативным дан­ным Министерства сельского хо­зяйства РФ, на 6 ноября 2012 г. по сельхозорганизациям страны картофель убран на площади 226 тыс.га, что составляет 98%, и уборка идёт не­сколько опережающи­ми темпами к уровню прошлого года. Ово­щей убрано 89% к за­планированному.

Организациями на­копано 4 млн. тонн кар­тофеля и 1,5 млн.тонн овощной продукции.
Вместе с тем, уро­жайность продукции по сравнению с прошлым годом снизилась по картофелю на 11 ц/га и овощам - на 32 ц/га.

 

По оперативным данным, в лидерах по заготовке продукции среди регионов преобладают об­ласти ЦФО, наибольшая урожай­ность картофеля отмечается в Ор­ловской области - более 30 тонн/га. По овощам лидируют Московская область по валовке и Вологодская область по урожайности.

 

Что касается присутствия им­портной продукции на нашем рынке, то можно отметить, что ежегодные поставки картофеля со­ставляют 600-800 тыс. тонн, за ис­ключением засушливого периода 2010 - 2011 года, когда было им­портировано около 1,5 млн. тонн свежего картофеля на сумму более 730 млн. долларов.

 

За первое полугодие текущего года в Россию было поставлено около 400 тыс.тонн картофеля.

 

Основные импортёры: Египет, Нидерланды, Азербайджан, Сау­довская Аравия и Китай. Экспорт российского свежего картофеля варьируется от 40 до 130 тыс.тонн. Основным экспортёром нашего картофеля является Азербайджан (30 тыс.т, 72%, 2011 г.).

 

Мелиорация

 

Развитию системы мелиора­ции сельскохозяйственных земель как гарантирующего фактора ста­бильного производства сельскохо­зяйственной продукции в нашей стране уделяется недостаточное внимание. Если в Китае доля ме­лиорированных земель достигает 44,4%, в Индии - 35,9%, в США -13,2%, то в России в настоящее время площадь мелиорирован­ных земель составляет 7,9% от площади пашни. Предусмотрен­ная Госпрограммой 2013-2020 гг. субсидия до 50% компенсации за­трат на мелиорацию недостаточно эффективна. По опыту сельхозто­варопроизводителей, участников Картофельного союза, а именно они являются основными заин­тересованными лицами, вкладывклады­вающими в мелиорацию значи­тельные средства, большая часть затрат остаётся у консультантов, проектантов и прочих лиц.

 

Существует пример Дмитров­ского района Московской обла­сти, когда собственники провели капитальный ремонт, реконструк­цию, новое освоение земель на площади более 1200 гектаров, была приобретена специализиро­ванная техника и оборудование, всё на свои средства и собствен­ными силами. По заявленной программе не получено ни ко­пейки из областного бюджета. На проектно-сметную документацию и государственную экспертизу за­трачены значительные суммы - от 12 до 16,8 тыс. рублей на гектар! Иногда дешевле построить, чем оплатить сервисно-проектные сборы.

 

Предлагается ввести погек­тарную субсидию. Строительство и проектирование сельскохо­зяйственные предприятия могут вести за привлечённые или соб­ственные деньги, а дотацию полу­чать на введённые земли. Размер субсидии может составлять по­рядка 10 тысяч рублей на гектар, что укладывается в утверждённое ресурсное обеспечение и прогноз­ную оценку расходов Федераль­ного бюджета. Данная адресная поддержка могла бы служить мо­тивацией увеличения количества мелиорированных земель. При­менение такой меры бюджетной поддержки позволит эффективно развивать мелиорацию в овоще­водческих хозяйствах и, что не менее важно, соблюдать целевое назначение, так как софинансированию подлежат реально исполь­зуемые площади, а не входящие в виртуальные статданные учёта.

 

Хранение

 

Согласно данным сельхозпереписи, в 2006 году ёмкость еди­новременного хранения карто­феля и овощей составляла около 6,5 млн.тонн, из них 4,4 млн.тонн (67%) приходилось на крупные и средние сельхозпредприятия. За период с 2007 по 2011 год до­полнительно были введены в строй хранилища ёмкостью около 400 тыс.тонн. Таким образом, на сегодня имеется материально-техническая база, позволяющая хранить около семи миллионов тонн картофеля и овощей.

Проектом госпрограммы под­держки АПК предусматривалось финансово поддержать строи­тельство в срок до 2020 года до­полнительно хранилищ на 2,2 млн. тонн продукции. В настоящее вре­мя строительство современных складов и логистических центров связано не столько с отсутствием технологий, сколько с дефицитом свободных финансов. Кредиты до­рогие, а финансовая поддержка за счёт региональных и федераль­ного бюджетов предоставляется только на компенсацию части став­ки ЦБ. В целях дальнейшего раз­вития потенциала базы хранения картофеля и овощной продукции необходимо внедрение механиз­ма льгот или компенсаций на раз­витие инфраструктуры вновь воз­водимых складских ёмкостей, а именно по подсоединению к мощ­ностям энергосетевых компаний, на строительство дорог и проклад­ку других коммуникаций. На се­годня непомерная стоимость этих услуг является основным сдержи­вающим фактором строительства современного высокотехнологич­ного сектора хранения и перера­ботки картофеля и овощей. Кроме того, действующими регламента­ми предусматривается проведение длительной обязательной экспер­тизы проектных работ. Упрощение или сокращение сроков эксперти­зы соответствующих процедур ста­нет одним из реальных действий по дальнейшему развитию инфра­структуры АПК.

 

Пока не известны конкретные условия государственной поддерж­ки данного направления в рамках Государственной программы 2013­2020. Картофельный союз России будет ходатайствовать перед Ми­нистерством сельского хозяйства при разработке проекта Правил, «регулирующих субсидирование процентной ставки по инвести­ционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, пере­работки и развития инфраструкту­ры и логистического обеспечения рынков продукции растениевод­ства», предусмотреть возможность получения кредитов и на складское оборудование, в том числе холо­дильное вне зависимости от стра­ны происхождения. А также пред­усмотреть в рамках поддержки экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства и реа­лизации инновационных проектов в агропромышленном комплексе прямую компенсацию затрат на тонну хранения при строительстве новых ёмкостей хранения.

 

Переработка картофеля и овощей

 

Традиционно в России карто­фель является одним из основных продуктов питания. Однако из-за низкого содержания в клубневом картофеле сухих веществ, при его длительном хранении неизбежны потери как от естественной убыли, так и от различных видов его за­болеваний.

 

Эти потери, учитывая недо­статок современных хранилищ и очень частое отсутствие воз­можности у мелких и средних хо­зяйств такие хранилища иметь, могут достигать 25-30% от объё­ма клубневого картофеля, закла­дываемого на хранение. Самым эффективным способом карди­нального сокращения потерь яв­ляется переработка картофеля в картофелепродукты, имеющие способность храниться в течение длительного времени (не менее года) при сохранении в получае­мом продукте пищевой и биоло­гической ценности, свойственной клубневому картофелю.

 

При переработке появляет­ся возможность задействования клубневого картофеля нестан­дартных фракций, который за­частую вообще не используется. Объём такого картофеля может составлять 15-20% от валового сбора картофеля.

 

В практике ведущих европей­ских стран доля картофеля, иду­щего на переработку, составляет от 30 до 80%. В России перераба­тывается только 2% произведён­ной продукции.

 

В связи с прекращением пре­доставления дотаций и субсидий предприятиям перерабатываю­щей промышленности, количе­ственный и мощностной потенци­ал предприятий, производящих картофельный крахмал, в период 1990-1995 годов снизился в 5 раз и только в последние годы стал при­ближаться к доперестроечным по­казателям.

В 2011 году на наш рынок по импорту было поставлено около 35 тыс. тонн картофелепродуктов на сумму 31 млн. долларов, а за последние пять лет цены на импортируемый картофельный крахмал выросли практически в 2 раза.

Одним из перспективных на­правлений получения картофеле- продуктов является производство картофельных хлопьев. Это очень высококачественный натураль­ный продукт, который широко используются для организации питания в организованных коллек­тивах, в том числе учреждениях, находящихся на полном государ­ственном содержании. Исполь­зование картофельных хлопьев позволяет заменить натуральный картофель при организации пита­ния в отдалённых районах, транс­портировка и хранение хлопьев не требуют специальных условий, им не страшны отрицательные темпе­ратуры. При этом один килограмм картофельных хлопьев позволяет заменить около семи килограм­мов натурального картофеля. В процессе приготовления получа­ется картофельное пюре, ни в чем не уступающее пюре, приготов­ленному из свежего картофеля.

 

В России в настоящее время действуют пять производителей картофельных хлопьев. Суммар­ный объём производства на 2011 год составляет около 23 тыс. тонн. Вместе с тем, на сегодня более 40% от общего объёма карто­фельных хлопьев, потребляемых в России, составляет импорт. Хло­пья импортируются в основном из стран Евросоюза. Благодаря дотационной аграрной политике ЕС и мерам по стимулированию местных производителей, продук­ция импортёров имеет ценовое преимущество перед отечествен­ной продукцией. Кроме того, в связи с ранее допущенными про­белами в законодательстве, на протяжении ряда лет импортные картофелепродукты поставля­лись с налогооблагаемой базой на уровне 10%, а для отечествен­ных переработчиков ставка НДС составляла 18%. По инициативе участников Союза и с поддержкой Министерства сельского хозяй­ства в мае текущего года в норма­тивную базу внесены изменения, и дисбаланс был устранён. Как отреагирует рынок на эти измене­ния? Результат будет совместно с переработчиками отслеживаться и анализироваться.

Вместе с тем, в условиях всту­пления в ВТО необходимо сделать еще один шаг в поддержку отече­ственной переработки - снизить для них НДС до 10%.

 

Селекция и семеноводство

 

Качество продукции, поступа­ющей на реализацию, во многом зависит от качества семенного материала. Картофель, который идёт в сетевые структуры и на переработку, на 99% выращива­ется из дорогих импортных семян.

В стране практически отсутствует отечественная селекция и семено­водство, при этом существующая нормативно-законодательная база не даёт возможности раз­виваться. Так, например, отсут­ствуют понятие и требования к буферным зонам для производ­ства картофеля, не ограничено количество поколений и репро­дукционных семян картофеля, используемых в сельхозпроизводстве, патентное право. Необ­ходимо законодательно закре­пить создание межрегиональных селекционно-семеноводческих центров и определить формы государственной поддержки. Участники Картофельного союза считают, что управление данны­ми процессами нельзя отдавать на откуп субъектов, федерация должна определять правила, а субъекты отслеживать функцио­нирование проектов, буферных зон. Может, это и специфика, но для картофеля это важно.

В Госреестре селекционных достижений России зарегистриро­вано 318 сортов. При этом в про­изводстве достаточно активно ис­пользуются не более 40-45 сортов. Наиболее популярная десятка сортов возделывается на 70-80% посевных площадей, причём доля российских сортов в ней составля­ет всего 30%. Сортов российской селекции в Госреестре РФ 167, что составляет половину от общего количества зарегистрированных, но из них в производстве в разных регионах России активно исполь­зуются лишь 20-25 сортов.

Характерно, что в отечествен­ном Госреестре 7% отведено до­стижениям Республики Беларусь, а у них российские сорта занимают только 2%, в зарубежных аналогах нашего Реестра российские сорта практически не представлены.Резолюцией второго научно-практического совещания "Гене­тические и агротехнологические ресурсы повышения качества продовольственного и техниче­ского картофеля", проведённого Картофельным союзом в Москве в марте 2012 г., отмечено, что при всех трудностях и проблемах еже­годно наши селекционеры соз­дают, патентуют и регистрируют в Госреестре целый ряд новых сортов картофеля, причём значи­тельная часть из них действитель­но высокого качества, а по ряду параметров даже превосходят за­рубежные сорта. Отечественные сорта обладают более высокими адаптивными свойствами, устой­чивостью к засухе, фитофторозу и другим заболеваниям. Однако у научных учреждений чаще всего нет средств на их коммерческую «раскрутку» и, что особенно важ­но, организацию их оригинального и элитного семеноводства, так как государственное финансирование такого семеноводства практически отсутствует (эта работа отнесена законодательством к коммерче­ским видам деятельности).

 

Поэтому очень часто патенты на новые сорта становятся лишь «украшениями» отчётов научных учреждений, а по прошествии не­продолжительного времени тихо и незаметно снимаются с охраны из- за неуплаты патентных пошлин.

Небольшому количеству суще­ствующих в России семеноводче­ских компаний, чаще всего ком­мерческих и никак организационно и юридически не связанных с се­лекционерами и патентообладате­лями, просто экономически невы­годно самостоятельно продвигать на рынки, оздоравливать, контро­лировать сортовые признаки но­вых сортов отечественных оригинаторов, которым необходимо ещё и выплачивать роялти. Им проще работать с уже известным, уста­ревшим и поэтому общедоступным семенным материалом тех самых 10-30 наиболее популярных «брендовых» сортов. Слабое развитие отечественного оригинального и элитного семеноводства не покры­вает потребностей крупных про­изводителей, которые вынуждены в большом количестве закупать семенной материал, как правило, низких репродукций, за рубежом и ориентироваться на выращивание иностранных сортов.

 

Особую опасность, по мнению участников Союза, несут массо­вые ввозы огромных количеств се­менного картофеля из-за рубежа, что может привести (и уже при­водило) к завозу и распростране­нию на территории России целого ряда крайне опасных карантинных вредных объектов и особо пато­генных и устойчивых к фунгици­дам штаммов и рас возбудителей болезней (фитофтороза, бактери­озов, вирусов).

 

Важно в ходе реформирования системы государственного сортои­спытания и допуска зарубежных сортов и охраны сохранить и укре­пить механизмы защиты фитосанитарного благополучия страны. Необходимы лаборатории, способные контролировать изменения в струк­туре популяций патогенных объектов, прежде всего их агрессивность и устойчивость к пестицидам.

 

Важным элементом государ­ственной поддержки в растение­водстве до последнего времени являлось субсидирование элитного семеноводства. В прошлом году финподдержка использования вы­соких репродукций картофеля была на уровне около 7 руб. на ки­лограмм, что составляло 20-25 тыс. руб. на гектар. В настоящее время МСХ РФ рассматривает варианты исключения субсидирования элит­ного картофеля или уменьшение поддержки до 2-3 руб. на кило­грамм, то есть поддержка составит 6-10 тыс. руб. на гектар.

 

В этой связи Картофельный союз будет просить Министерство сельского хозяйства предусмо­треть в «Правилах предоставле­ния и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федера­ции на поддержку отдельных по­дотраслей растениеводства на 2013 год» субсидии на приобре­тение супер-супер элиты, супер­элиты, элиты семян картофеля, а в дальнейшем изменить порядок распределения субсидий на раз­витие элитного семеноводства, перенаправив их получение с при­обретателей семян на их произво­дителей.

 

Сельхозпроизводители и розничные цены

 

Установление благоприятного режима для сельхозтоваропро­изводителей через урегулирова­ние вопроса доли отечественного картофеля и овощей на рознич­ном рынке, а именно определе­ние прозрачных и единых правил и требований на всех этапах то­вародвижения, является одним из главных факторов перспек­тивного развития большинства участников рынка.  Низкая себестоимость и вы­сокое качество нужны для того, чтобы конкурировать с импортом. Зимой этого года по исследованиям, проведённым участниками союза, 40% по объёму занимал импорт в магазинах, а по оборо­там все 60%. Поскольку отече­ственный картофель стоил 10 руб./кг, а импортный 50-60 руб./кг. С дорогим импортным картофе­лем, который часто бывает луч­шего качества, упакован и помыт, сетям выгоднее делать бизнес.

 

Вместе с тем, на рынке доста­точно предложений отечествен­ных поставщиков с аналогичны­ми показателями по качеству и другим потребительским пока­зателям. Отмечается факт пре­обладания в объёмах поставок в сети не производителей, а фирм-перекупщиков с участием  лиц, непосредственно ра­ботающих в сетях или на откатах с закупщиками.

Даже в период массовой уборки урожая в торговых сетях, обеспечивающих крупные мега­полисы, особенно Центрального, Северо-Западного федераль­ных округов половина представ­ленного картофеля нероссий­ского производства. Торговые сети охотнее работают с импорт­ным продуктом из-за высокой бонусной составляющей. Кроме того, торговые сети используют собственные требования к каче­ству и приёмке продукции, что создаёт трудности при поставке продукции.

 

В августе Картофельным союзом был проведён монито­ринг части торговых сетей мо­сковского региона. В период, когда подмосковные хозяйства приступили к массовой уборке продукции, было зафиксирова­но доминирование импортной моркови по цене около 35 ру­блей за килограмм. При этом средняя оптово-отпускная цена региональных производителей составляла 13-15 руб.

 

По итогам мониторинга рынка картофеля и овощной продукции, проведённого членами Карто­фельного союза в первой декаде октября, было зафиксировано следующее: на прилавках сете­вых магазинов Москвы на уровне 80% преобладает мытый карто­фель с ценой на уровне 50 руб./ кг. Немытая картошка реализу­ется на уровне 17 руб./кг. Импорт составляет около 40% по мытому картофелю и 46% мытой моркови.

 

В среднем по другим регио­нам России мытый и немытый картофель составляют соотно­шение 50/50 и импортная продук­ция в настоящее время практиче­ски отсутствует.

В Европе уже с 60-х годов про­шлого столетия действует уни­фицированный регламент RUCIP, описывающий весь свод правил и условий торговли свежими карто­фелем и овощной продукцией.

 

В текущей договорной прак­тике европейские участники рынка оговаривают только базо­вые условия (цена, срок, тара), а остальные параметры взаимоот­ношений регулируются ссылками на RUCIP.

 

К сожалению, в России торго­вые сети используют собственные требования к качеству и приёмке продукции, что создаёт трудности при поставках. Союз участников рынка картофеля и овощей готов согласовать подобное соглаше­ние (регламент) с Ассоциацией компаний розничной торговли.

 

Кроме того, Картофельный союз обратится в Министерство сельского хозяйства с просьбой:

 

  •     Внести изменения в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Россий­ской Федерации», преду­сматривающие разработ­ку и принятие стандартов взаимодействия произ­водителей сельхозпро­дукции и ритейла (в части требований к качеству продукции, логистике, внедрению технических регламентов);
  •     Внести изменения в Постановление Прави­тельства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 по Перечню отдельных видов соци­ально значимых продо­вольственных товаров (за приобретение определён­ного количества которых хозяйствующему субъ­екту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения) в части его дополнения продук­тами: картофель по ГОСТ Р 51808-2001, свёкла по ГОСТ Р 51811-2001, мор­ковь по ГОСТ Р 51782-2001, капуста по ГОСТ Р 51809­2001 и лук репчатый по ГОСТ Р 51783-2001;
  • Включить свёклу сто­ловую в Перечень отдельных видов соци­ально значимых продо­вольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены (Поста­новление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. №530), как единствен­ную культуру «борщевого» набора, не попав­шую в вышеуказанный Перечень.

Конкурентоспособность отечествен­ных картофеля и овощей в розничной тор­говле зависит от сегодняшнего положе­ния дел на картофельном рынке страны и тесным образом связана с результатами таких направлений деятельности в рас­тениеводстве, как собственно производ­ство, мелиорация, селекция и семеновод­ство, хранение и переработка. Розничные цены также влияют на конкурентоспособ­ность картофеля и овощей. Чтобы удер­жать преимущества отечественного про­дукта на рынке, нужно уделить должное внимание развитию инфраструктуры кар­тофельного и овощного сектора.

 

Статистические данные предоставлены Картофельным союзом РФ и МСХ РФ

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30