13 октября в рамках Программы официальных мероприятий выставки «Золотая осень — 2012м состоялась II-я Научно-практическая конференция Союза участников рынка картофеля и овощей «Конкурентоспособность отечественных картофеля и овощей в розничной торговле».
Обсуждаемые на конференции темы отличались своим многообразием. Разговор шёл о формах и механизмах бюджетной поддержки растениеводства, о возрождении отечественной селекции и семеноводства, разработке технических регламентов на картофель и овощи, а также о проблемах и перспективах развития сектора переработки и ряде других вопросов. Данная программа позволяет считать мероприятие удавшимся и полиформатным.
Производство
Доктриной продовольственной безопасности директивно установлено, что пороговое значение удельного веса отечественного сырья и продовольствия в общем объёме товарных ресурсов внутреннего рынка должно составлять по картофелю не менее 95%. Согласно статистике, Россия занимает третье место в мире по производству картофеля. В прошлом году собран рекордный урожай второго хлеба — более 32 млн. тонн.
По физиологическим данным установлена рекомендуемая норма потребления картофеля на одного человека в год на уровне 95-100 кг, что составляет около 14 млн. тонн на нужды всего населения страны без учёта отходов, семенного фонда и потребностей перерабатывающей промышленности. Таким образом, производственный потенциал отечественных производителей картофеля почти на 100% обеспечивает продовольственную безопасность страны.
В текущем сезоне площади, занятые посадкой картофеля, остались на прошлогоднем уровне. Если рассмотреть сектор производства картофеля в разрезе участников рынка, то можно заметить, что подавляющая площадь посадок, 83% (1,8 млн. га), приходится на хозяйства населения, в сельхозорганизациях малого и крупного формата было посажено 231 тыс. га, или 10%. К сожалению, достоверность данных статистики по личным подсобным хозяйствам невозможно подвергнуть проверке, но тем не менее эксперты говорят о том, что в перспективе доля личных подсобных хозяйств в производстве будет снижаться, а потребности населения восполняться за счёт предприятий организованного сектора.
Согласно оперативным данным Министерства сельского хозяйства РФ, на 6 ноября 2012 г. по сельхозорганизациям страны картофель убран на площади 226 тыс.га, что составляет 98%, и уборка идёт несколько опережающими темпами к уровню прошлого года. Овощей убрано 89% к запланированному.
Организациями накопано 4 млн. тонн картофеля и 1,5 млн.тонн овощной продукции.
Вместе с тем, урожайность продукции по сравнению с прошлым годом снизилась по картофелю на 11 ц/га и овощам — на 32 ц/га.
По оперативным данным, в лидерах по заготовке продукции среди регионов преобладают области ЦФО, наибольшая урожайность картофеля отмечается в Орловской области — более 30 тонн/га. По овощам лидируют Московская область по валовке и Вологодская область по урожайности.
Что касается присутствия импортной продукции на нашем рынке, то можно отметить, что ежегодные поставки картофеля составляют 600-800 тыс. тонн, за исключением засушливого периода 2010 — 2011 года, когда было импортировано около 1,5 млн. тонн свежего картофеля на сумму более 730 млн. долларов.
За первое полугодие текущего года в Россию было поставлено около 400 тыс.тонн картофеля.
Основные импортёры: Египет, Нидерланды, Азербайджан, Саудовская Аравия и Китай. Экспорт российского свежего картофеля варьируется от 40 до 130 тыс.тонн. Основным экспортёром нашего картофеля является Азербайджан (30 тыс.т, 72%, 2011 г.).
Мелиорация
Развитию системы мелиорации сельскохозяйственных земель как гарантирующего фактора стабильного производства сельскохозяйственной продукции в нашей стране уделяется недостаточное внимание. Если в Китае доля мелиорированных земель достигает 44,4%, в Индии — 35,9%, в США -13,2%, то в России в настоящее время площадь мелиорированных земель составляет 7,9% от площади пашни. Предусмотренная Госпрограммой 2013-2020 гг. субсидия до 50% компенсации затрат на мелиорацию недостаточно эффективна. По опыту сельхозтоваропроизводителей, участников Картофельного союза, а именно они являются основными заинтересованными лицами, вкладывкладывающими в мелиорацию значительные средства, большая часть затрат остаётся у консультантов, проектантов и прочих лиц.
Существует пример Дмитровского района Московской области, когда собственники провели капитальный ремонт, реконструкцию, новое освоение земель на площади более 1200 гектаров, была приобретена специализированная техника и оборудование, всё на свои средства и собственными силами. По заявленной программе не получено ни копейки из областного бюджета. На проектно-сметную документацию и государственную экспертизу затрачены значительные суммы — от 12 до 16,8 тыс. рублей на гектар! Иногда дешевле построить, чем оплатить сервисно-проектные сборы.
Предлагается ввести погектарную субсидию. Строительство и проектирование сельскохозяйственные предприятия могут вести за привлечённые или собственные деньги, а дотацию получать на введённые земли. Размер субсидии может составлять порядка 10 тысяч рублей на гектар, что укладывается в утверждённое ресурсное обеспечение и прогнозную оценку расходов Федерального бюджета. Данная адресная поддержка могла бы служить мотивацией увеличения количества мелиорированных земель. Применение такой меры бюджетной поддержки позволит эффективно развивать мелиорацию в овощеводческих хозяйствах и, что не менее важно, соблюдать целевое назначение, так как софинансированию подлежат реально используемые площади, а не входящие в виртуальные статданные учёта.
Хранение
Согласно данным сельхозпереписи, в 2006 году ёмкость единовременного хранения картофеля и овощей составляла около 6,5 млн.тонн, из них 4,4 млн.тонн (67%) приходилось на крупные и средние сельхозпредприятия. За период с 2007 по 2011 год дополнительно были введены в строй хранилища ёмкостью около 400 тыс.тонн. Таким образом, на сегодня имеется материально-техническая база, позволяющая хранить около семи миллионов тонн картофеля и овощей.
Пока не известны конкретные условия государственной поддержки данного направления в рамках Государственной программы 20132020. Картофельный союз России будет ходатайствовать перед Министерством сельского хозяйства при разработке проекта Правил, «регулирующих субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства», предусмотреть возможность получения кредитов и на складское оборудование, в том числе холодильное вне зависимости от страны происхождения. А также предусмотреть в рамках поддержки экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства и реализации инновационных проектов в агропромышленном комплексе прямую компенсацию затрат на тонну хранения при строительстве новых ёмкостей хранения.
Переработка картофеля и овощей
Традиционно в России картофель является одним из основных продуктов питания. Однако из-за низкого содержания в клубневом картофеле сухих веществ, при его длительном хранении неизбежны потери как от естественной убыли, так и от различных видов его заболеваний.
Эти потери, учитывая недостаток современных хранилищ и очень частое отсутствие возможности у мелких и средних хозяйств такие хранилища иметь, могут достигать 25-30% от объёма клубневого картофеля, закладываемого на хранение. Самым эффективным способом кардинального сокращения потерь является переработка картофеля в картофелепродукты, имеющие способность храниться в течение длительного времени (не менее года) при сохранении в получаемом продукте пищевой и биологической ценности, свойственной клубневому картофелю.
При переработке появляется возможность задействования клубневого картофеля нестандартных фракций, который зачастую вообще не используется. Объём такого картофеля может составлять 15-20% от валового сбора картофеля.
В практике ведущих европейских стран доля картофеля, идущего на переработку, составляет от 30 до 80%. В России перерабатывается только 2% произведённой продукции.
В связи с прекращением предоставления дотаций и субсидий предприятиям перерабатывающей промышленности, количественный и мощностной потенциал предприятий, производящих картофельный крахмал, в период 1990-1995 годов снизился в 5 раз и только в последние годы стал приближаться к доперестроечным показателям.
В 2011 году на наш рынок по импорту было поставлено около 35 тыс. тонн картофелепродуктов на сумму 31 млн. долларов, а за последние пять лет цены на импортируемый картофельный крахмал выросли практически в 2 раза.
Одним из перспективных направлений получения картофеле- продуктов является производство картофельных хлопьев. Это очень высококачественный натуральный продукт, который широко используются для организации питания в организованных коллективах, в том числе учреждениях, находящихся на полном государственном содержании. Использование картофельных хлопьев позволяет заменить натуральный картофель при организации питания в отдалённых районах, транспортировка и хранение хлопьев не требуют специальных условий, им не страшны отрицательные температуры. При этом один килограмм картофельных хлопьев позволяет заменить около семи килограммов натурального картофеля. В процессе приготовления получается картофельное пюре, ни в чем не уступающее пюре, приготовленному из свежего картофеля.
В России в настоящее время действуют пять производителей картофельных хлопьев. Суммарный объём производства на 2011 год составляет около 23 тыс. тонн. Вместе с тем, на сегодня более 40% от общего объёма картофельных хлопьев, потребляемых в России, составляет импорт. Хлопья импортируются в основном из стран Евросоюза. Благодаря дотационной аграрной политике ЕС и мерам по стимулированию местных производителей, продукция импортёров имеет ценовое преимущество перед отечественной продукцией. Кроме того, в связи с ранее допущенными пробелами в законодательстве, на протяжении ряда лет импортные картофелепродукты поставлялись с налогооблагаемой базой на уровне 10%, а для отечественных переработчиков ставка НДС составляла 18%. По инициативе участников Союза и с поддержкой Министерства сельского хозяйства в мае текущего года в нормативную базу внесены изменения, и дисбаланс был устранён. Как отреагирует рынок на эти изменения? Результат будет совместно с переработчиками отслеживаться и анализироваться.
Вместе с тем, в условиях вступления в ВТО необходимо сделать еще один шаг в поддержку отечественной переработки — снизить для них НДС до 10%.
Селекция и семеноводство
Качество продукции, поступающей на реализацию, во многом зависит от качества семенного материала. Картофель, который идёт в сетевые структуры и на переработку, на 99% выращивается из дорогих импортных семян.
В стране практически отсутствует отечественная селекция и семеноводство, при этом существующая нормативно-законодательная база не даёт возможности развиваться. Так, например, отсутствуют понятие и требования к буферным зонам для производства картофеля, не ограничено количество поколений и репродукционных семян картофеля, используемых в сельхозпроизводстве, патентное право. Необходимо законодательно закрепить создание межрегиональных селекционно-семеноводческих центров и определить формы государственной поддержки. Участники Картофельного союза считают, что управление данными процессами нельзя отдавать на откуп субъектов, федерация должна определять правила, а субъекты отслеживать функционирование проектов, буферных зон. Может, это и специфика, но для картофеля это важно.
В Госреестре селекционных достижений России зарегистрировано 318 сортов. При этом в производстве достаточно активно используются не более 40-45 сортов. Наиболее популярная десятка сортов возделывается на 70-80% посевных площадей, причём доля российских сортов в ней составляет всего 30%. Сортов российской селекции в Госреестре РФ 167, что составляет половину от общего количества зарегистрированных, но из них в производстве в разных регионах России активно используются лишь 20-25 сортов.
Характерно, что в отечественном Госреестре 7% отведено достижениям Республики Беларусь, а у них российские сорта занимают только 2%, в зарубежных аналогах нашего Реестра российские сорта практически не представлены.Резолюцией второго научно-практического совещания «Генетические и агротехнологические ресурсы повышения качества продовольственного и технического картофеля», проведённого Картофельным союзом в Москве в марте 2012 г., отмечено, что при всех трудностях и проблемах ежегодно наши селекционеры создают, патентуют и регистрируют в Госреестре целый ряд новых сортов картофеля, причём значительная часть из них действительно высокого качества, а по ряду параметров даже превосходят зарубежные сорта. Отечественные сорта обладают более высокими адаптивными свойствами, устойчивостью к засухе, фитофторозу и другим заболеваниям. Однако у научных учреждений чаще всего нет средств на их коммерческую «раскрутку» и, что особенно важно, организацию их оригинального и элитного семеноводства, так как государственное финансирование такого семеноводства практически отсутствует (эта работа отнесена законодательством к коммерческим видам деятельности).
Поэтому очень часто патенты на новые сорта становятся лишь «украшениями» отчётов научных учреждений, а по прошествии непродолжительного времени тихо и незаметно снимаются с охраны из- за неуплаты патентных пошлин.
Небольшому количеству существующих в России семеноводческих компаний, чаще всего коммерческих и никак организационно и юридически не связанных с селекционерами и патентообладателями, просто экономически невыгодно самостоятельно продвигать на рынки, оздоравливать, контролировать сортовые признаки новых сортов отечественных оригинаторов, которым необходимо ещё и выплачивать роялти. Им проще работать с уже известным, устаревшим и поэтому общедоступным семенным материалом тех самых 10-30 наиболее популярных «брендовых» сортов. Слабое развитие отечественного оригинального и элитного семеноводства не покрывает потребностей крупных производителей, которые вынуждены в большом количестве закупать семенной материал, как правило, низких репродукций, за рубежом и ориентироваться на выращивание иностранных сортов.
Особую опасность, по мнению участников Союза, несут массовые ввозы огромных количеств семенного картофеля из-за рубежа, что может привести (и уже приводило) к завозу и распространению на территории России целого ряда крайне опасных карантинных вредных объектов и особо патогенных и устойчивых к фунгицидам штаммов и рас возбудителей болезней (фитофтороза, бактериозов, вирусов).
Важно в ходе реформирования системы государственного сортоиспытания и допуска зарубежных сортов и охраны сохранить и укрепить механизмы защиты фитосанитарного благополучия страны. Необходимы лаборатории, способные контролировать изменения в структуре популяций патогенных объектов, прежде всего их агрессивность и устойчивость к пестицидам.
Важным элементом государственной поддержки в растениеводстве до последнего времени являлось субсидирование элитного семеноводства. В прошлом году финподдержка использования высоких репродукций картофеля была на уровне около 7 руб. на килограмм, что составляло 20-25 тыс. руб. на гектар. В настоящее время МСХ РФ рассматривает варианты исключения субсидирования элитного картофеля или уменьшение поддержки до 2-3 руб. на килограмм, то есть поддержка составит 6-10 тыс. руб. на гектар.
В этой связи Картофельный союз будет просить Министерство сельского хозяйства предусмотреть в «Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства на 2013 год» субсидии на приобретение супер-супер элиты, суперэлиты, элиты семян картофеля, а в дальнейшем изменить порядок распределения субсидий на развитие элитного семеноводства, перенаправив их получение с приобретателей семян на их производителей.
Сельхозпроизводители и розничные цены
Установление благоприятного режима для сельхозтоваропроизводителей через урегулирование вопроса доли отечественного картофеля и овощей на розничном рынке, а именно определение прозрачных и единых правил и требований на всех этапах товародвижения, является одним из главных факторов перспективного развития большинства участников рынка. Низкая себестоимость и высокое качество нужны для того, чтобы конкурировать с импортом. Зимой этого года по исследованиям, проведённым участниками союза, 40% по объёму занимал импорт в магазинах, а по оборотам все 60%. Поскольку отечественный картофель стоил 10 руб./кг, а импортный 50-60 руб./кг. С дорогим импортным картофелем, который часто бывает лучшего качества, упакован и помыт, сетям выгоднее делать бизнес.
Вместе с тем, на рынке достаточно предложений отечественных поставщиков с аналогичными показателями по качеству и другим потребительским показателям. Отмечается факт преобладания в объёмах поставок в сети не производителей, а фирм-перекупщиков с участием лиц, непосредственно работающих в сетях или на откатах с закупщиками.
Даже в период массовой уборки урожая в торговых сетях, обеспечивающих крупные мегаполисы, особенно Центрального, Северо-Западного федеральных округов половина представленного картофеля нероссийского производства. Торговые сети охотнее работают с импортным продуктом из-за высокой бонусной составляющей. Кроме того, торговые сети используют собственные требования к качеству и приёмке продукции, что создаёт трудности при поставке продукции.
В августе Картофельным союзом был проведён мониторинг части торговых сетей московского региона. В период, когда подмосковные хозяйства приступили к массовой уборке продукции, было зафиксировано доминирование импортной моркови по цене около 35 рублей за килограмм. При этом средняя оптово-отпускная цена региональных производителей составляла 13-15 руб.
По итогам мониторинга рынка картофеля и овощной продукции, проведённого членами Картофельного союза в первой декаде октября, было зафиксировано следующее: на прилавках сетевых магазинов Москвы на уровне 80% преобладает мытый картофель с ценой на уровне 50 руб./ кг. Немытая картошка реализуется на уровне 17 руб./кг. Импорт составляет около 40% по мытому картофелю и 46% мытой моркови.
В среднем по другим регионам России мытый и немытый картофель составляют соотношение 50/50 и импортная продукция в настоящее время практически отсутствует.
В Европе уже с 60-х годов прошлого столетия действует унифицированный регламент RUCIP, описывающий весь свод правил и условий торговли свежими картофелем и овощной продукцией.
В текущей договорной практике европейские участники рынка оговаривают только базовые условия (цена, срок, тара), а остальные параметры взаимоотношений регулируются ссылками на RUCIP.
К сожалению, в России торговые сети используют собственные требования к качеству и приёмке продукции, что создаёт трудности при поставках. Союз участников рынка картофеля и овощей готов согласовать подобное соглашение (регламент) с Ассоциацией компаний розничной торговли.
Кроме того, Картофельный союз обратится в Министерство сельского хозяйства с просьбой:
- Внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающие разработку и принятие стандартов взаимодействия производителей сельхозпродукции и ритейла (в части требований к качеству продукции, логистике, внедрению технических регламентов);
- Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 по Перечню отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (за приобретение определённого количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения) в части его дополнения продуктами: картофель по ГОСТ Р 51808-2001, свёкла по ГОСТ Р 51811-2001, морковь по ГОСТ Р 51782-2001, капуста по ГОСТ Р 518092001 и лук репчатый по ГОСТ Р 51783-2001;
-
Включить свёклу столовую в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены (Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. №530), как единственную культуру «борщевого» набора, не попавшую в вышеуказанный Перечень.
Конкурентоспособность отечественных картофеля и овощей в розничной торговле зависит от сегодняшнего положения дел на картофельном рынке страны и тесным образом связана с результатами таких направлений деятельности в растениеводстве, как собственно производство, мелиорация, селекция и семеноводство, хранение и переработка. Розничные цены также влияют на конкурентоспособность картофеля и овощей. Чтобы удержать преимущества отечественного продукта на рынке, нужно уделить должное внимание развитию инфраструктуры картофельного и овощного сектора.
Статистические данные предоставлены Картофельным союзом РФ и МСХ РФ