Среда, 20 августа, 2025
Нет результата
Посмотреть все результаты
Подписаться
КАРТОФЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  • Главная
  • Новости
  • Агротехнология
  • Орошение
  • Экономика
  • Аналитика

В России «Картофельный БУМ!»

от Ольга М.
20.08.2025
в В фокусе, Новости
В России «Картофельный БУМ!»

Калужская область

499
Репостов
4.5k
Просмотров
Share on OdnoklassnikiShare on Telegram

Школьники из 12 регионов страны осваивают навыки по выращиванию культуры

 

Это может быть интересно

Картофель под прицелом. Почему второй хлеб стал жертвой пищевой моды и как вернуть ему доброе имя?

Кто должен снизить цену на картофель?

Сорта картофеля селекции НОРИКА на посадку в 2026 году

Ирина Берг

Всероссийский конкурс для учащихся школ «Картофельный БУМ!» организован компанией Агрос Экспо Групп при поддержке Картофельного Союза в рамках проекта «АгроКампус и Карьера». В чем его задачи и на какие результаты рассчитывают организаторы, нашему журналу рассказала руководитель проекта Татьяна Артамонова.

– Татьяна Валериановна, как зародилась идея проекта «АгроКампус и Карьера» и в чем его основная цель?

– Этот проект, способствующий решению кадровых вопросов на предприятиях агропромышленного комплекса, стартовал осенью прошлого года в рамках выставок «АГРОС» и «АГРОТЕХ».

На первом этапе мы попытались показать существующие практики эффективного взаимодействия трех основных составляющих, отвечающих за подготовку и трудоустройство кадров в АПК: образовательных учреждений среднего и высшего звена, прикладной науки, разрабатывающей новые решения, и аграрного бизнеса.

Целью проекта «АгроКампус и Карьера» является создание условий для того, чтобы это трехстороннее взаимодействие было активным, продуктивным и давало результаты в виде трудоустройства молодых кадров, обладающих навыками и знаниями для начала карьеры.

Своей миссией мы также видим формирование положительного образа сельского хозяйства в глазах подрастающего поколения. Молодежь должна понимать, что работа в аграрном секторе – это уже не копание в грязи от зари до зари и тяжелый физический труд. Это высокие технологии и карьерные перспективы, возможность самореализации и высокого заработка, наконец, почетный труд во благо своей страны.

Так и пришла идея провести конкурс для школьников, задача которого состоит не только в профориентации. Он призван познакомить подростков с сельским хозяйством на примере выращивания конкретных культур и вовлечь их в этот процесс. То есть дать им и знания, и практический опыт.

– Почему именно картофель?

– Мы долго выбирали культуру, рассматривали различные варианты. Исходили из того, что, в первую очередь, ее возделывание должно быть по силам детям. Кроме того, культура должна выращиваться во всех регионах страны, независимо от природно-климатических зон, примерно в одинаковых условиях. И в итоге выбор пал на картофель.

– Сложно было проработать организационную составляющую?

– Для начала предстояло определиться, что ляжет в основу конкурсных заданий, что необходимо будет делать детям из разных школ и классов.

Мне повезло познакомиться с очень интересным человеком – научным сотрудником Всероссийского научно-исследовательского института фитопатологии Константином Викторовичем Боровским. Он является одним из авторов практико-ориентированной учебной программы «Агродозор». Для проведения конкурса из всех ее модулей был выбран тот, что посвящен картофелеводству. В соответствии с ним дети уже несколько лет выращивают разные сорта этой культуры на опытных делянках.

А дальше была наша организационная работа по привлечению партнеров из отрасли, чтобы обеспечить запуск конкурса в оптимальных для всех участников условиях.

– Вы сразу ориентировались на ребят из сельской местности?

– С одной стороны, мы были заинтересованы в привлечении наибольшего количества участников. С другой, понимали, что пока нецелесообразно делать ставку на учащихся городских школ.

Не секрет, что процент горожан, поступающих на аграрные специальности в вузы и колледжи, не так высок. Еще меньше из них потом идет на работу в сельское хозяйство и оседает в деревне.

К сожалению, сегодня село не способно конкурировать с городом по уровню развития инфраструктуры и условиям проживания. По этой же причине многие сельские ребята не хотят возвращаться на свою малую родину.

– Охотно ли регионы откликнулись на предложение поучаствовать в конкурсе?

– Отозвались те школы, где работают педагоги с сильной мотивацией и активной жизненной позицией. Они любят дополнительно заниматься с детьми, открыты ко всему новому и интересному.

Поначалу некоторые сомневались, получится ли, боялись, что будет слишком сложно. Но ребята под руководством своих учителей справились. Более того, они все более уверенно переходят от одной фазы полевых работ к другой.

В идеале у школы-участника должен быть собственный земельный участок. Но если его нет, по условиям конкурса разрешается работать на личном приусадебном участке или на делянке местного сельхозпредприятия.

Мы планировали как можно шире охватить территории, где сегодня занимаются растениеводством. В итоге удалось задействовать 14 общеобразовательных школ из 12 регионов. В их числе Ставропольский край, Республика Татарстан, Брянская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Новосибирская, Ярославская, Свердловская области и Еврейская автономная область.

– Разброс территорий получился значительным. Нет трудностей во взаимодействии с конкурсантами?

– Мы заранее продумали, как избежать таких проблем, и решили вопрос с помощью современных технологий. Мониторинг и взаимодействие с участниками ведутся на цифровых площадках, в онлайн-режиме.

Чтобы отправлять актуальную отчетность, созданы электронные журналы наблюдения и фиксации проведенных работ. У каждой школы появился телеграм-канал, где размещаются текстовая информация, фото- и видеоматериалы. В любой момент я могу открыть мессенджер, и все данные у меня перед глазами.

Кроме того, участники получают постоянную поддержку от научного руководителя конкурса Константина Боровского в форме онлайн-консультаций. Создан специальный чат, куда можно обращаться с вопросами практически в любое время.

– Для организации конкурса на местах потребовались серьезные вложения. Кто предоставил участникам семена, инструменты, средства защиты растений, удобрения?

– Часть расходов взяла на себя наша компания как организатор конкурса. Значимый вклад внесли партнеры – участники Международной выставки «АГРАВИЯ», крупнейшие игроки картофельного рынка. Поддержку оказали известные научные учреждения страны: Федеральный исследовательский центр картофеля имени А. Г. Лорха, Казанский научный центр Российской академии наук, Уральский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.

Были сомнения, сможем ли мы обеспечить материально-техническую базу в отдаленных от центра регионах, но они быстро развеялись. Например, оснащение участников семенами в Сибири и на Дальнем Востоке взяла на себя компания «Дары Малиновки».

Хочется особо отметить, что все партнеры предоставили семенной картофель категории «суперэлита». Так что мы ожидаем от наших юных картофелеводов рекордного урожая. Сорта, с которыми работают школьники, исключительно отечественной селекции и прошли необходимые испытания.

Отдельная благодарность компании «Август», активно поддержавшей нашу инициативу. Ее сотрудники участвуют в организации мероприятий в рамках конкурса и оказывают консультационную помощь ребятам.

– Кто и как будет оценивать результаты работы школьников?

– В состав конкурсной комиссии войдут ведущие эксперты отрасли – представители науки и аграрного бизнеса. На первом этапе жюри изучит материалы всех онлайн-журналов. Проверит, насколько полно там отражены и проиллюстрированы полевые работы, правильно ли они проведены, как решались проблемы, связанные с негативными погодными факторами.

Финалисты конкурса соберутся на выставке «АГРАВИЯ» в январе будущего года. Там они поборются за призовые места – представят презентации и защитят свои проекты. Надеюсь, нам удастся провести дегустацию блюд из картофеля, который ребята вырастили. Во время выставки и будут объявлены победители конкурса «Картофельный БУМ!».

Участники второго этапа получат стартовые наборы для картофелеводства, которые им пригодятся в следующем сезоне. С помощью партнеров мы постараемся оснастить ребят основательно. Тут мы преследуем и свою «корыстную» цель. Хотим вырастить из наших пилотных школ местных акселераторов, которые продолжат популяризировать конкурс в своих селах, районах, регионах.

– Думаю, уже на данном этапе конкурс выполнил свою главную задачу – привел учеников обычных школ в поле, вызвал у ребят живой интерес к тому, что они делают.

– Совершенно верно. Этого мы и добивались: заинтересовать детей, влюбить их в сельское хозяйство, сформировать желание заниматься им дальше. Поэтому и была выбрана соревновательная форма, чтобы вызвать у участников азарт, стремление к победе.

Это первый год проведения конкурса, по результатам которого мы узнаем, как его улучшить. Но одно ясно уже сейчас. Нам удалось доказать, что совместная деятельность учреждений образования, науки и бизнеса способна решать сложные проблемы. В том числе самую болезненную на сегодня для АПК – кадровый дефицит. Было бы желание, а возможности всегда найдутся.

 

Мы связались с участниками агротехнического конкурса «Картофельный БУМ!» из разных регионов России. Они рассказали о своей работе с культурой и поделились планами на будущее.

 

МОУ «Нагорная общеобразовательная школа», Ломоносовский район, Ленинградская область

Ленинградская область

Ева Агапова, 9 класс

– До участия в конкурсе я не проявляла большого интереса к сельскому хозяйству. Но теперь по-новому взглянула на картофель. Оказывается, столько всего нужно сделать, чтобы клубни выросли здоровыми и крупными: окучивать растения, обрабатывать от болезней и вредителей, подкармливать. Кажется, что это и так понятные вещи, но когда делаешь все сам, проникаешься более глубоко.

Я бы хотела связать свое будущее с сельским хозяйством. Мне нравится ухаживать за животными и огородом у себя на даче. Но представить себе это в масштабах производства пока не могу.

Диана Ершова, 8 класс

– Самым удивительным показалось, что есть очень хитрые болезни картофеля (например, фитофтороз), от которых нужно успеть вовремя защитить растения. Да и в целом процесс выращивания культуры очень увлекательный. Особенно, если осознаешь, что в итоге получишь настоящий продукт.

Мы заметили, что сорта Ариэль, Синеглазка и Удача на нашем участке превосходят сорта Садон и Конкурент. Они раньше взошли, более устойчивы к болезням и развиваются намного быстрее. Побеги и цветки у них пышные, красивые и густые. Хочется уже попробовать клубни.

То, что мы сейчас делаем, для меня ново, но интересно. Захотела ли я стать агрономом? Пока трудно сказать. Я подумывала о профессиях кинолога и ветеринарного врача, но ведь все может измениться.

Илья Павлов, 8 класс

– Трудности были только на начальном этапе, когда мы не владели достаточной информацией о культуре, которой будем заниматься. Не знали правил ухода за ней, как вести обработки, подкормки. Но сейчас я уже считаю себя «гуру картофелеводства».

Еще были сложности с ведением электронного журнала наблюдений, но постепенно мы освоили и этот процесс. Здорово работать в сплоченной команде, где каждый отвечает за направление, которое у него хорошо получается!

 

Сильковская основная общеобразовательная школа, Перемышльский район, Калужская область

Калужская область

Мария Евтодьева, 8 класс

– Картофель – широко распространенная в нашей стране сельскохозяйственная культура. Но включившись в проект, мы узнали о ней много интересных фактов. Например, картофель уже пробовали выращивать в космосе. Ему установлены памятники в разных городах мира. А еще современные ученые вывели сорта, которые способны выдерживать кратковременные заморозки до -10 градусов.

В нашем эксперименте участвуют пять сортов картофеля: Удача, Бабынинский, Гулливер, Калужский и Садон. Мы наблюдаем за полем с момента посадки и выяснили, что всходят они в разное время, высота ботвы, размер листьев и соцветий у всех разные. Первыми появились ростки сорта Калужский, а Удача отличается от других более широкими листовыми пластинками.

Выбор будущей профессии – вопрос очень сложный, и у меня еще есть время, чтобы его обдумать. В настоящий момент я бы хотела стать селекционером, чтобы выводить различные сорта овощных и злаковых культур.

Калужская область

Захар Жарков, 7 класс

– Работая на нашем участке, я узнал, что одной из главных проблем при выращивании картофеля являются вредители, в первую очередь колорадский жук и его личинки. Существуют химические и биологические средства для борьбы с ними, но далеко не все эффективны. Насекомые быстро вырабатывают иммунитет к инсектицидам, поэтому необходимо постоянно разрабатывать новые формулы препаратов.

Также серьезную проблему для растений представляют различные болезни. Например, мы обнаружили на кустах картофеля следы поражения фитофторой.

 

МБОУ «Центр образования имени В. И. Пеллера», Биробиджанский район, Еврейская автономная область

Еврейская автономная область

Таисия Корнейчук, 6 класс

– Участвуя в конкурсе, я узнала, как правильно сажать картофель, своими глазами увидела, что некоторые сорта растут быстрее, чем другие.

Самым сложным для меня оказалось вести наблюдение за развитием растений. А самым интересным – ставить опыты и обрабатывать посадки.

Думаю, мне пригодятся полученные знания, чтобы помогать бабушке выращивать картофель на собственном участке. А в будущем я, возможно, буду фермером или ветврачом, так как мне нравится ухаживать за животными.

Еврейская автономная область

Алена Осипова, 6 класс

– Я узнала названия многих новых сортов картофеля. Увидела различия между ними: у одних клубни крупнее, у других – меньше.

Наиболее сложным в конкурсе для меня оказалась обработка картофеля на участке. А самым интересным процессом была посадка культуры.

Полученные знания и умения обязательно мне пригодятся, чтобы правильно сажать картофель на огороде у себя дома.

В будущем я пока вижу себя врачом, который лечит животных.

 

МАОУ-средняя общеобразовательная школа №137, Чкаловский район, муниципальное образование Екатеринбург, Свердловская область

Свердловская область

Марина Елисеева, 11 класс

– Картофель для меня интересен тем, что он находится на втором месте по значимости среди сельхозкультур после хлебных злаков: пшеницы и ржи.

В ходе участия в конкурсе я выяснила, что существует более пяти тысяч сортов картофеля. Очень интересно было узнать, как его выращивали во времена правления императрицы Екатерины Великой. Когда мы изучали ботанику, нам рассказывали только про картофельные бунты, вызванные случаями отравления ягодами картофеля.

При возделывании пяти разных сортов я заметила, что растения каждого из них отличаются и развиваются с разной скоростью. Во время осмотра делянок на картофеле обнаружилась фитофтора. Это вызвало определенные трудности, ведь обрабатывать посадки фунгицидами нам нельзя. Пока болезнь не распространяется, но мы внимательно следим за ситуацией.

Меня привлекает эта сфера деятельности и, скорее всего, я свяжу свое будущее с сельским хозяйством. Но на вопрос, кем я хочу стать, в данный момент точного ответа нет.

Свердловская область

Злата Ризванович, 7 класс

– Мне картофель кажется интересным своим разнообразием, широким распространением и полезными свойствами. Во время конкурса я узнала много нового о культуре. Например, меня поразило, что изначально она считалась декоративным растением.

Я заметила, что сорта отличаются не только размером кустов и клубней, но и «характером». Каждый сорт растет особенным образом, по-своему.

Больше всего трудностей у нас вызывает борьба с вредителями, ведь средствами защиты растений обрабатывать опытный участок нельзя. Непросто и выдержать сроки возделывания культуры для получения хорошего урожая.

Пока я не думала о том, чтобы работать в сельском хозяйстве, хотя сфера растениеводства меня привлекает. Хочу стать ландшафтным архитектором, уже узнала, где можно получить такую профессию.

 

МБОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа им. Г. Е. Кучерявого, Татарский муниципальный округ, Новосибирская область

Новосибирская область

 

Новосибирская область

Александр Попов, 11 класс

– Картофель в селе был и всегда будет основным блюдом на столе. Но прежде я рассматривал его выращивание не как творческий процесс, а как обычную рутинную работу. Про болезни картофеля знал совсем немного, да и о том, что некоторые сорта необходимо поливать, услышал только сейчас.

При выращивании картофеля мы столкнулись с рядом трудностей. В мае и июне в области было очень холодно, и посадка началась поздно. Всходы оказались слабыми, неравномерными. Есть опасения, что при обработке нашего поля в прошлом сезоне использовалась неправильная дозировка гербицидов. Сейчас стараемся сохранить то, что есть.

Из пяти наименований раньше всех взошел сорт Багира, но его на участке меньше всего. Арго – единственный, взошедший почти полностью, но колорадский жук начал свою «обработку» именно с него. На некоторых растениях сорта Краса мы заметили скрученные листья, но это можно объяснить затяжными дождями и резко наступившим потом зноем.

На поле сорта заметно отличаются друг от друга даже визуально, по цвету ботвы, например. Сейчас мы продолжаем наблюдение и ждем фазы цветения картофеля.

Кем я хочу стать, решено уже давно. Меня всерьез увлекает робототехника, поэтому планирую поступить в аграрный университет на факультет мехатроники и робототехники.

Новостипо теме

Картофель под прицелом. Почему второй хлеб стал жертвой пищевой моды и как вернуть ему доброе имя?

Картофель под прицелом. Почему второй хлеб стал жертвой пищевой моды и как вернуть ему доброе имя?

19.08.2025

Наталья Демина Картошечка «запретная» Помню, как бабушка, доставая из печи горячий чугунок с рассыпчатой картошкой, приговаривала: «Второй хлеб на столе...

Факторы, влияющие на производительность картофелеуборочных комбайнов

Факторы, влияющие на производительность картофелеуборочных комбайнов

18.08.2025

Сергей Арискин, руководитель направления «Техника», ООО Компания «Агротрейд» Урожайностью картофеля в 50 тонн с гектара сегодня вряд ли кого-то можно...

ПАРТНЕРЫ ЖУРНАЛА 2025

ПЛАТИНОВЫЙ ПАРТНЕР

ЗОЛОТОЙ ПАРТНЕР

Разделы журнала

  • Агротехнология (81)
  • Аналитика (286)
  • Анонс (166)
  • В фокусе (77)
  • Государство (429)
  • Дайджест (11)
  • Дневник наблюдений (3)
  • Из архива журнала (22)
  • История успеха (36)
  • Консультации специалиста (112)
  • Мировые новости (428)
  • Наука (256)
  • Новости (3 723)
  • Новости компаний (388)
  • Опрос (144)
  • Организация хранения (63)
  • Орошение (87)
  • Открытие (38)
  • Переработка (228)
  • Продажа картофеля (40)
  • Регион (68)
  • Региональные новости (980)
  • Российские новости (504)
  • Селекция и семеноводство (247)
  • Событие (140)
  • Тенденция/Тренды (643)
  • Техника/Технология (252)
  • Упаковочное оборудование (11)
  • Экология (149)
  • Экономика (270)
  • Это интересно (18)

О журнале

Журнал «Картофельная система» 12+
Межрегиональный информационно-аналитический журнал для профессионалов агробизнеса

Учредитель:
ООО Компания «Агротрейд»

Главный редактор:
О.В. Максаева
(831) 461 91 58
maksaevaov@agrotradesystem.ru

Политика конфеденциальности

Правовая информация

Разделы журнала

  • Аналитика
  • В фокусе
  • Дайджест
    • Наука
      • Открытие
      • Селекция и семеноводство
      • Экология
  • Дневник наблюдений
  • Из архива журнала
  • История успеха
  • Консультации специалиста
  • Новости
    • Анонс
    • Государство
    • Мировые новости
    • Новости компаний
    • Опрос
    • Региональные новости
    • Российские новости
    • Событие
  • Орошение
  • Переработка
  • Регион
  • Тенденция/Тренды
    • Агротехнология
    • Организация хранения
    • Упаковочное оборудование
  • Техника/Технология
  • Экономика
    • Продажа картофеля
  • Это интересно

Последние новости

  • В России «Картофельный БУМ!»
  • Картофель под прицелом. Почему второй хлеб стал жертвой пищевой моды и как вернуть ему доброе имя?
  • Факторы, влияющие на производительность картофелеуборочных комбайнов
  • Чипсы по-нашему. Станет ли конкурентоспособным производство отечественных снеков?
  • Кто должен снизить цену на картофель?

© 2025 Журнал "Картофельная система"

Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
  • Агротехнология
  • Орошение
  • Экономика
  • Аналитика
  • Из архива журнала
  • Архив журнала
  • Получить журнал

© 2025 Журнал "Картофельная система"

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться этим веб-сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности и использования файлов cookie.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.